10 работ Сальвадора Дали, ради которых стоит пойти на выставку в «Манеже»

Fotoram.io (1)

“Предел тупости — рисовать яблоко как оно есть. Нарисуй хотя бы червяка, истерзанного любовью, и пляшущую лангусту с кастаньетами, а над яблоком пускай запорхают слоны, и ты сам увидишь, что яблоко здесь лишнее”, — Сальвадор Дали.

Он называл себя гениальным художником и, без сомнения, был им. Свою первую картину “Пейзаж близ Фигераса” Сальвадор написал в возрасте шести лет. Он не был отличником в школе, а из Академии изящных искусств в Мадриде Дали исключали два раза. 

Его часто подозревали в наркотической или алкогольной зависимости, полагая, что настолько сюрреалистичные картины нельзя создавать в здравом уме и твердой памяти. Но Дали использовал другой творческий метод: он засыпал с ложкой в руках, чтобы добиться пограничного состояния между сном и бодрствованием (ложка падала — он просыпался), помогавшего ему в работе.

Он был одержим Фрейдом и Гала. Он работал с Альфредом Хичкоком и Уолтом Диснеем. Он был неповторим.


28 января в московском «Манеже» открылась выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», организованная  Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в партнерстве с фондом «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас) и Национальным музеем «Центр искусств королевы Софии» (Мадрид). 


Так у москвичей и гостей столицы появилась уникальная возможность увидеть живопись, рисунки, акварели и гравюры Дали (всего 180 произведений), многие из которых в России впервые. Мы побывали на вернисаже — и готовы назвать 10 работ Сальвадора Дали, которые стоят того, чтобы отстоять любую очередь.

“Андалузский пес” (1929)

17 минут чистого сюрреализма — так можно охарактеризовать этот фильм. Режиссером выступил Луис Бунюэль, но Дали помогал ему писать сценарий и консультировал на всех этапах.

Важно: на выставке фильм транслируется в отдельном зале вместе с мультфильмом Destino.

“Невидимый человек” (1929–32)

Этой картиной Дали окончательно вступил в ряды сюрреалистов. Он экспериментирует с пустотой и формами, создает нечто неочевидное, но все же довольно ясно представляющее собой человека.

“Мягкий автопортрет с жареным беконом” (1941)

Здесь отразилось стремление Дали «избавиться от своей старой кожи, кожи бесформенной и революционной жизни» и обрести новый смысл искусства в идеалах Возрождения.

“Тристан и Изольда” (1944)

В 1944 году Дали ставит первый «параноидальный» балет «Безумный Тристан» на музыку Рихарда Вагнера. В это же время создается эскиз к постановке.

“Ураново-атомная меланхолическая идиллия” (1945)

Взрывы в Хиросиме и Нагасаки становятся для Дали человечеко-поведенческим потрясением. Он впервые использует в работе большое количество черного цвета, который контрастирует с беспечным голубым небом. 

“Дематериализация под носом Нерона” (1947)

Узнав, что атомы не соприкасаются между собой, Дали начинает художественно осмысливать тему. Эта картина — одна из главных работ периода.

“Портрет Галы с носорогическими признаками” (1954)

Гала появлялась на множестве картин Дали, оставаясь его вечной музой (до 1925 года, впрочем, главной женской моделью художника была его сестра Анна Мария). На этой картине у нее декольте из носорожьих рогов, фотрму которых Сальвадор считал безупречной.

Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте (1959–63)

Заказ на создание серии иллюстраций для «Божественной комедии» Дали получил от итальянского правительства в 1951 году. Всего было создано 100 акварелей — по одной на каждую песню.

“Рука Дали похищает золотое руно, имеющее форму облака, чтобы показать Гала-зарю, совершенно обнаженную, — там, далеко, очень далеко, по ту сторону солнца” (1977)

Начиная с 1960-х годов и до конца жизни Дали восхищается наукой и новыми технологиями, а потому активно использовал в своих работах стереоскопию и голографию, называя их языком будущего. 

Важно: на выставке стереоскопические работы можно рассмотреть в объеме через установленные здесь же стереоскопы. 

“Три знаменитые загадки Гала” (1982)

Последние годы жизни художника отличаются обращением к наследию Микеланджело и Веласкеса, тревожной атмосферой и безрадостной гаммой. Эта картина была написана за две недели до смерти Гала в 1982 году. О каких загадках идет речь, так никто и не узнал.

 

28 января — 25 марта 2020

10:00 – 20:45

Центральный Манеж, Манежная площадь, 1