Америка vs Китай: что могут рассказать селфи о стандартах красоты

gigi-selfie-00

 

Каждая современная девушка знает, что такое селфи. Даже если она никогда не выкладывает их в Instagram (такое вообще возможно?), она обязательно делает несколько снимков каждый день, чтобы проверить, достаточно и хороши сегодня макияж и прическа. Но если смотреть глубже, то селфи — это не просто фотография, сделанная с целью получения "лайков", но целый культурный пласт, напрямую связанный с развитием современных технологий.

Селфи-культура — явление пока не слишком изученное, но все же глобальное, отражающее стандарты красоты в каждой конкретной стране и для каждой конкретной национальности. И нигде эта разница не видна так, как в сравнении Китая, где вы не найдете ярко очерченных губ или активных бровей, и США, где совсем не популярны фарфоровая кожа и большие глаза.

Китайские стандарты

Китаянки никогда не фотографируют лицо под углом, как это делает королева селфи Ким Кардашьян. Однако девушки из Китая также находятся под влиянием идеалов не только своей собственной страны, но и соседних стран Восточной Азии, таких как Япония и Южная Корея, в которых пропагандируют стройную фигуру и молодость — своего рода "невинную красоту".

Впрочем, западные идеалы (большая грудь и пухлые губы), которые понемногу проникают в Азию, позволили в определенный момент создать новый китайский идеал, позволивший включить в него девушек, не соответствующих общепринятому стандарту.

"Китайские идеалы красоты основном приходят из средств массовой информации: телевизионных шоу, новостей о знаменитостях. Так что сегодня в Китае достаточно бьюти-тенденций, которые могут считаться вполне западными, — говорит Джанни Чун, эксперт по китайской культуре и владелица собственной туристической фирмы в Шанхае. — Но остается главное отличие — нам действительно нравится светлая кожа".

Подавляющее большинство девушек в Китае стремится быть baifumei — бледными, богатыми и красивыми (с акцентом на "бледные"). Воплощением baifumei является актриса и певица Фань Бинбин (на фото выше) с ее прозрачно-белой кожей, огромными глазами и овальной формой лица. Вообще мода на фарфоровую кожу восходит к династии Хань, но пик популярности ее определенно пришелся на эпоху социальных медиа. Сегодня "средства с эффектом отбеливания" составляют больше 70% поисковых запросов в Китае, тогда как в США эта цифра меньше 50%.

Миловидность в Китае побеждает сексуальность. Полистайте Instagram в США, и вы увидите, что на снимках присутствует большое количество открытого тела (особенно в летнее время). В китайских же социальных сетях — например, Weibo — вы столкнетесь с обилием больших глаз, кроличьих ушек и очаровательных лозунгов на фотографиях. Причем, не только среди подростков.

"Да, мы хотим выглядеть мило. В социальных сетях вы найдете массу женщин, которые притворяются подростками, хотя на самом деле ими не являются, — добавляет Джанни Чун. — Секрет в том, что мило — это не преступление в любом возрасте. Нарочитая сексуальность может восприниматься более спорно". Она также отмечает, что пухлые щечки ("как у хомячка") в китайском сообществе считаются значительно более привлекательными, чем знаменитый западный duckface ("утиные губы").  

Американские стандарты

Нет никаких сомнений в том, что американки испытывают огромное давление общества по поводу своей внешности и своего веса: по статистике, более 20 миллионов американских девушек страдают клинически значимым расстройством пищевого поведения в определенный момент своей жизни. Социальные медиа лишь подстегивают эту гонку за идеальной фигурой, прославляя просветы между бедрами и фитнес-одержимость.

Однако в последнее время это "движение за красоту" захватило и девушек размера "плюс": Бейонсе, Ники Минаж и все та же Ким Кардашьян своей популярностью сделали неочевидную, но очень значимую вещь — дали возможность абсолютно всем почувствовать себя красивыми (или, по крайней мере, попытаться это сделать). Модели plus-size и многочисленные bodypositive-кампании, направленные на принятие своего тела, стали логичным следствием.

В то время как в китайских социальных сетях проставляется хрупкость (девушки заводят руку за спину, чтобы коснуться пупка, и укладывают монеты на ключицы), в Америке ценится как очевидная стройность и подтянутость (но не хрупкость!), так и пышные формы с ярко выраженной талией.

"Американцы предпочитают форму тела, его рельеф. Для этого не нужно быть тощей, а скорее даже слегка полноватой, но обязательно подтянутой. Здоровый вид — вот что здесь особенно ценится"", — говорит один из участников фокус-группы, посвященной сравнению американских и азиатских стандартов красоты.

Перейдем к макияжу. Кому нужен макияж, когда есть приложения для моментальной обработки своих селфи? И, тем не менее, тенденции контуринга и стробинга привели к тому, что американки стали прибегать к приложениям и фильтрам гораздо реже, чем раньше. Обратный процесс наблюдается в Китае: "Самое популярное китайское бьюти-приложение MeiTu Xiuxiu позволяет отбелить кожу, сузить овал лица и сделать глаза просто огромными", — отмечает Джанни Чун.