Вы наверняка слышали о том, что прием аспирина может быть полезен для предотвращения сердечных приступов. Однако вы вряд ли знаете, что этот эффект был подтвержден двадцатью тысячами пациентов, среди которых были исключительно мужчины. Возникает логичный вопрос: почему?
Дело в том, что на протяжении большей части истории изучения лекарственных препаратов именно мужчины (в том числе самцы животных) выступали «подопытными кроликами» для экспериментов. Действие, дозировки и побочные эффекты измерялись в основном или полностью на субъектах мужского пола. Все это привело к тому, что влияние различных таблеток и порошков на женщин оказалось недостаточно изученным.
В 2013 году, спустя двадцать лет после того как популярное снотворное Ambien стало общедоступным, ученые официально сократили допустимую дозировку для женщин — с 10 мг до 5 мг. Оказалось, что женский организм медленнее обрабатывает препарат, так что женщины чувствуют сонливость в течение дня заметно дольше. А учитывая, что 5% женщин и только 3% мужчин используют лекарства для лечения бессонницы, этот побочный эффект мог привести к серьезным последствиям вплоть до автомобильных аварий.
Другие исследования показывают, что прием статинов (препаратов для снижения холестерина) больше эффективен для мужчин, а прием антидепрессантов — для женщин. Кроме того, мы знаем, что под воздействием наркотических веществ зависимость у женщин возникает быстрее — это происходит из-за особенностей нервной системы женского организма. Существенные различия наблюдаются и в симптомах некоторых заболеваний: так, во время сердечного приступа женщины редко чувствуют боль в грудной клетке, хотя именно этот симптом позиционируется как основной, испытывая вместо этого одышку и головокружение.
Впрочем, профессор Университета МакГилла Джеффри Моджил убежден, что подобные заявления не имеют под собой оснований. «Все это прекрасно и замечательно, только вот информация не соответствует действительности», — говорит ученый. В своих исследованиях он обнаружил, что погрешности в опытах с самцами и самками лабораторных крыс почти не отличаются друг от друга. А те различия, которые есть, могут быть объяснены гормональными сбоями у женских особей.
«Мы пока не знаем, будет ли пол пациента иметь значение по всем направлениям, в каждой болезни и в любом состоянии, но мы должны знать, когда это действительно важно», — говорит Филлис Гринбергер, президент Общества исследования женского здоровья в США.
Недавно Национальный институт здравоохранения США вложил 10 миллионов долларов в 82 проекта по исследованию влияния пола на здоровье (включая особенности функционирования нервной и иммунной системы). «Для перехода от фундаментальных и клинических исследований к реальным врачу и пациенту потребуется некоторое время», — напоминает Гринбергер. Но, в любом случае, начало положено.